То, что не ломалось, не стоит чинить. Простая истина, не так ли? Однако её использование приносит плоды. Фабулы и персонажи аниме повторяются, их немного меняют, ищут другие пути развития, наполняют новыми идеями. Но молодые в основной массе анимешники оказываются подчас консерваторами почище маститых кинокритиков. Так и получается, что намного более тонкая и умная работа оказывается в тени кривоватого предшественника. Надеюсь, что «Крестовый поход Кроно» не постигнет такая участь.
Как не кощунственно это звучит, но основа у рассматриваемого шедевра та же, что и у «Хеллсинга». Это особенно заметно по первым сериям. Орден протестантских рыцарей переименован в Орден Святой Магдалены. Современная Англия заменена Америкой двадцатых годов прошлого столетия. Реинкарнацию Интегры Вингейтс Хеллсинг зовут сестрой Кейт; Алукард разделился на преподобного Ремингтона и демона Хроно; ну, а Серас Виктория нашла второе рождение в сестре Розетте (хотя что-то в ней есть и от Лины Инверс из «Рубак»)- теперь она центр повествования. Цели у сей компании старые: избиение богомерзких тварей всех пород и разновидностей. Поменялись методы. Раньше стоило только позвать ожившие останки Влада Тепеша - и он безумно стильно отправлял вражин в небытие; оставалась одна проблема: организация, созданная для борьбы с нежитью, неограниченно пользовалась услугами вампира. «Крестовый поход Кроно» себе такой роскоши не позволяет. Всё ложится на хрупкие плечи сестры Розетты, её вечный спутник Хроно в обычном своем состоянии - подмога слабая. А былые силу и могущество он вспоминает лишь в случае крайней необходимости. Вот и приходится главной героине автоматом Томпсона и святой водой нести смерть демонам и (право же, не нарочно!) разрушения людям. Стиль пропал, осталась комедия с немного милитаристским уклоном, соответствующим художественным языком и фэнсервисом. Перед очередной серией зритель запасается попкорном, рассчитывая обменять его на хорошее настроение.
Если бы всё продолжалось в том же духе, не писать бы мне эти строчки. Пожалуй, всё меняется с появлением малютки Азмарии. Поначалу она кажется очередным кавайным персонажем. Крестики в землю правильно воткнёт - уже хорошо, а в остальном - глаза в пол-лица и сплошные проблемы. Но, отталкиваясь от неё, авторы умудрились прийти к таким вопросам, что многие «шедевры», отягощённые «глубоким смыслом», тихо курят в коридоре, сгорая от черной зависти. Пусть это удалось случайно - не в том суть, главное, что «Крестовый поход Кроно», в начале не требующий особого напряжения извилин, позже заставляет задуматься о Боге и вере, затем - о надежде и любви, а в конце - о дьяволе и людях. В золотые времена Торквемады и инквизиции создателей львиной доли аниме с христианской подоплёкой ждало бы тёпленькое местечко на костре. Сейчас их просто мило журят или вообще закрывают глаза на издевательство над Книгой книг - o tempora, o mores! «Крестовый поход Кроно» не тот случай. Сценаристы хорошо изучили матчасть. Это уже достойно уважения. Малочисленные огрехи, вроде астральных линий и энергетических центров, я склонен объяснять особенностями менталитета и необходимостью развивать сюжет. К тому же налицо ещё одно отступление от анимешных традиций. Не секрет, что убогая концовка - болезнь большинства ТВ-сериалов, вне зависимости от студии-производителя, и любое исключение из этого правила воспринимается, как луч света в тёмном царстве. «Крестовый поход Кроно» же с каждой серией становится всё лучше и лучше. Последняя - просто шедевр. Короче говоря, склоняю голову перед сценаристами за их труд - герои. Честь им и хвала.
Начавшееся развлекухой заканчивается размышлениями о добре и зле. Розетта стремится помогать всем: от полиции до мафиози. Без разбору и мыслей о награде. Просто делает всё, что в её силах, растрачивая себя, заключая сделки с демонами. Лишь бы уменьшить страдания ближних. Эта черта проходит через всю историю, только сначала ей даны святые пули, а затем - нечто большее. К сожалению, в одиночку не вылечишь этот мир, а противник - отнюдь не «нахал и скандалист». Зло разумно, оно согласно подождать, век, другой, тысячелетие - невелика разница. Мелочёвка, пытающаяся кулаками решить всё и сразу, как всегда, будет порвана в шмотья - другим наука. Но останется зло спокойное. Ему не нужны рога и хвосты, оно предпочитает действовать руками других: нужно лишь подловить момент, когда веру легко смутить, когда поставь добро на бочку посреди площади - и толпа готова убивать его именем. Раз не получится, второй чуть-чуть не хватит, ну, а на третий... Только зря Аион, «часть той силы», тщится уподобится Богу: он не способен даже на такую мелочь, как абсолютное зло, куда ему до сотворения мира за шесть дней. Посеять гнев и смуту, устроить мировые войны - пожалуйста, но не более.
Скучно всё это звучит, не так ли? Тем не менее занудным «Крестовый поход Кроно» никак не назовёшь. Всё дело в искорке комедии, что остаётся почти до самого конца. Это своеобразная перчинка, придающая вкус пресноватому блюду, но ею не злоупотребляют, как может показаться. Между рассуждениями на вечные темы нужна передышка, чтобы зритель не помер с тоски - всяко бывает, народ нынче хилый пошел. Согласен, старикан-изобретатель из Ордена набивает оскомину своими пошлостями, но его коллега из стана демонов-отступников - это просто одно большое (ладно, не очень) очаровательное "Ня!". Ради таких злодеек можно присоединиться к делу тьмы, хотя монашки тоже ничего. Персонажи здорово продуманы: достаточно сравнить человеческое обличье Хроно и Аиона. Пейзажи тоже не подкачали, за некоторые кадры хотелось аплодировать. Стоя. Как и за Орден, который честно признал свое бессилие вместо того, чтобы, морща лоб, делать вид, будто что-то может изменить.